Проездная башня

Проездная башня Спасо-Евфимиева монастыря в середине 19 века находилась в аварийном состоянии.
На чьи средства реставрировали Суздаль в 19 веке?

В Суздале, столь богатом историей и памятниками архитектуры, всегда остро стоял вопрос их сохранения. Сегодня гости города, глядя на разрушенную трапезную Сретенскую церковь Ризоположенского монастыря, не понимают, как возможно такое состояние храма в сердце города, известного международного туристического центра. И приходится объяснять про собственность, различные статусы объектов культурного наследия, источники финансирования. А как решали вопросы сохранения старинной архитектуры в 19 веке?
Суздаль. Проездная башня Спасо-Евфимиева монастыря.
Проездная башня Спасо-Евфимиева монастыря
Проездная башня Спасо-Евфимиева монастыря в середине 19 века находилась в аварийном состоянии. Угроза ее падения была настолько велика, что ее закрыли для прохода. А вход в монастырь сделали в восточной части монастырской ограды, специально для этих целей устроив отдельные ворота.

Причиной разрушения башни была ударившая в нее в 18 веке молния. С того времени ее пытались как-то укреплять и поддерживать, но чтобы спасти это величественное сооружение требовалось проведение комплекса серьезных дорогостоящих работ. В 1856 году был составлен план реставрационных работ и смета для их выполнения. Однако средств для реализации проекта в городе не было. Решался вопрос о сломе башни.
Так где же нашли средства, кто стал спасителем 22-метровой проездной башни?

Благодарить нужно городские власти, но не скудную городскую казну, а лично городского главу того времени Алексея Васильевича Жинкина, купца 2-й гильдии, имевшего доход от торга хлебного и мучного.

С помощью владимирского архитектора Николая Артлебена был подготовлен новый проект реставрации, в результате чего его стоимость снизилась почти в 2 раза. В 1862 году на средства Алексея Васильевича Жинкина необходимые для спасения башни работы были проведены. Стены снаружи и внутри связали полосным железом в трех ярусах, кирпичом перебрали трещины, все оштукатурили и побелили. В последующие периоды цвет штукатурки менялся, но башня по-прежнему стоит на своем месте, удивляя гостей своей мощью.

Посмотреть другие статьи блога