михайлова сторона

Ансамбль церквей
В юго-восточной части города Суздаля находится небольшой микрорайон, состоящий из трех улиц, который жители города называют Михали. Раньше это было село Михайлова Сторона, вошедшее в состав города в 1970-е годы. Много веков назад оно было вотчиной князя Михалки, одного из младших сыновей Юрия Долгорукого.

Проехать туда из города нельзя, путь преграждает река Каменка, через которую перекинуты только пешеходные мосты. На машине туда можно заехать с восточной объездной дороги. Может, поэтому гости города редко добираются сюда.
Церковь Архангела Михаила с колокольней и церковь Флора и Лавра
Церковь Архангела Михаила с колокольней и церковь Флора и Лавра
А здесь есть чем полюбоваться. В начале 2000-х годов были отреставрированы храмы прихода Архангела Михаила. Традиционной для Суздаля парой стоят церковь Архангела Михаила с колокольней (1769г.) и церковь Флора и Лавра (1803г.) – большая и маленькая, холодная и теплая, летняя и зимняя.

А чуть в стороне стоит третий храм, церковь Александра Невского, построенный в начале 20 века, в распространенном в России, но нетипичном для Суздаля псевдорусском стиле из красного кирпича.
Церковь Александра Невского единственный сохранившийся храм в Суздале, выполненный в псевдорусском стиле
Церковь Александра Невского построена в псевдорусском стиле
А появился этот храм стараниями купца Сергеева. Сергеевы были известной купеческой фамилией, торговали лесом. Известны были не только жителям своего села Михайлова Сторона, но и далеко за его пределами. Этой семье принадлежали владения в Вологодской и Архангельской губерниях, несколько домов в с.Михайлова Сторона, под Москвой, в Нижнем Новгороде. Владели они большим лесопильным заводом в Сормове, были участниками Нижегородской ярмарки.

В 19в. у Николая Ивановича Сергеева было три сына: Прокопий, Степан и Константин. Их дети разъехались из родного села в разные стороны. Один из сыновей Прокопия, Александр, жил в Нижнем Новгороде. Именно он, Александр Прокопьевич, построил на Михайловой стороне, вернее на кладбище, церковь в честь своего ангела хранителя.
Традиции древнерусского зодчества и народного искусства
Традиции древнерусского зодчества и народного искусства
В родном селе он бывал редко, навещая мать по большим по праздникам. В основном на день своего ангела. День начинался со службы в храме Александра Невского (в другие дни, кроме Пасхи, там службы не было). Все жители села собирались к литургии, храм был полон, народ стоял даже на паперти. Но служба начиналась только с приходом Александра Прокопьевича. Служили долго и обстоятельно. В конце службы дьякон провозглашал: «Многие лета Александру и Марии!», после чего купец первым подходил к кресту, за ним тянулись все остальные селяне. На выходе из церкви благодетеля уже ожидали мужики. Они кланялись со словами: «С ангелом, Александр Прокопьевич!» «Щедрой рукой» раздавал Александр Прокопьевич всем «свои несчитанные деньги». Внизу у ступеней его ожидала другая партия поздравляющих, они тоже получали подарок медными монетами. Так до самого дома стояли вдоль дороги толпы мальчишек, девчат, баб, мужиков. Мальчишки, пользуясь моментом, поздравляли его несколько раз, обегут кругом и опять впереди становятся».
Интерьер церкви Архангела Михаила
Интерьер церкви Архангела Михаила
К себе в гости купец звал священника, дьякона, купцов суздальских. Под окнами дома собирался народ, обычно работник выносил для мужиков вино, «бабам и девчатам пряников, орехов, семечек, конфет». После угощения разводили хороводы, на которые смотрели купцы из окон на втором этаже. «Мужики время от времени поздравляли Александра Прокопьевича», после чего он высылал к ним работника с угощением. Дети были тоже здесь, толпились неподалёку. Он из окна кидал им горстями медные деньги. Одна из жительниц села вспоминала: «…Однажды меня сбили с ног, и я упала в грязь, испачкала себе новой платье и лицо. Побежала домой, переоделась, умылась и вернулась опять»… Веселье продолжалось до утра.

Все очень ждали этот праздник, но если по какой-то причине сам Сергеев не мог приехать – то и праздника не было. В селе жила постоянно его мать, она вела там всё хозяйство, присматривала за домом, за работами на полях. Когда его мать скончалась, то хоронили её всем селом. Жители вспоминали, что после похорон на помин возили и раздавали по домам французские булки.
Интерьер колокольни церкви Архангела Михаила
Интерьер колокольни церкви Архангела Михаила
В подклете этой церкви находился фамильный некрополь. Но Александр Прокопьевич потомков не оставил. Они с супругой были бездетны, воспитывали подкинутую им девочку, назвали её Клавдией. Она получила высшее образование, позднее участвовала в разработке плана ГОЭЛРО. У Александра было несколько братьев, имевших детей. Но после революции семья была репрессирована, потомкам не много рассказывали об их предках, потому информация об их судьбе очень скудна.

При этом родину свою не забывал, много средств направлял на благотворительность. Им была открыта сельскохозяйственная школа в Нижнем Новгороде, школа в с.Козлова и школа в с.Михайлова Сторона. Об открытии последней известно следующее. Александр Прокопьевич в наследство получил дом, построенный его отцом. Как сказано в архивных записках: «… из неведомых побуждений, одному ему только известных, отремонтировал этот дом, приспособил под школу, и вместе с усадьбой, которая была обнесена решёткой, сдал свой дом земству под школу. Школа была открыта, правда не сельскохозяйственная, как хотел Сергеев. На участке при ней был создан пчельник, заведовал которым специалист из города – Иван Фёдорович Шерышев. В здании было 2 учебных класса, 2 квартиры для учителей. В день открытия школы был отслужен молебен с водосвятием, после которого крестьяне Михайловой стороны преподнесли Сергееву в благодарность икону Спасителя, которая долгое время хранилась в местной церкви. Жена его Мария Абрамовна Сергеева была избрана попечительницей школы. На тот момент открытие школы было очень важным и необходимым. Как видно из переписи 1899 г. в с.Михайлова сторона было 160 дворов, в них 900 человек. Из 900 жителей грамотных 245 чел. В 32 дворах не было ни грамотных, ни учащихся. После революции школа была переименована в Михайловскую Советскую трудовую школу 1 ступени. Как начальная она просуществовала до середины 80-х годов 20 века. По словам Ивана Кузьмича Жильцова, жителя села, это было не единственное учебное заведение, открытию которого способствовал Александр Прокопьевич. Он так же построил начальное училище в с.Козлово, сельскохозяйственную школу в Нижнем Новгороде.
На протяжении 20 века церкви на поляне были заброшены, зарастало травой сельское кладбище при храме. А в начале 21 века, этот приход начал возрождаться. Реставрация проводилась на средства известного в Суздале благотворителя Александра Шишкина стараниями о.Виталия (Рысева). Не только отреставрировали три храма, обновили их интерьер. Территория прихода была огорожена, засажена соснами. Здесь выросли два новых кирпичных корпуса. В них разместилась православная школа Арсения Элассонского. Это греческий святой, связанный с Суздалем, его история требует отдельного рассказа.

А в подклете храма Александра Невского теперь фамильная усыпальница благотворителя, на чьи средства все это было возведено и восстановлено.

Место это примечательно еще тем, что рядом, еще в 19 веке были обнаружены старинные курганы-могильники с славянскими захоронениями 12-13в.в. Жизнь продолжается, а место это хранит истории многих веков.

Нажмите здесь, чтобы узнать больше о Суздале